Консультация по ФСС
Как вернуть часть денег за спецодежду и СИЗ
Компания, сотрудники которой работают в сложных или опасных условиях, отвечает за закупку, хранение, замену СИЗ – средств индивидуальной защиты, к которым относится и спецодежда. Как правило, это большие затраты, но часть этих расходов можно возместить. Такую возможность предлагает Фонд социального страхования (ФСС). Ежемесячно работодатель отчисляет в ФСС определенную сумму – взносы на травматизм. Это вид обязательного социального страхования от производственных травм и профессиональных заболеваний. Взносы на травматизм отчисляются с разных видов выплат сотрудникам, например зарплат и премий. Согласно Правилам, утвержденным Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, часть этих средств можно направить не в Фонд, а на мероприятия, позволяющие защитить работников. И эти взносы можно уменьшить на сумму, которую вы потратили на предупредительные меры, в частности, закупку спецодежды.
Требования к покупке спецодежды
За счет взносов на травматизм можно профинансировать не всю спецодежду. Закупленные СИЗ должны отвечать условиям:
· Изделия должны быть изготовлены в России или странах ЕАЭС (то есть в Казахстане, Киргизии, Армении, Республике Беларусь) и иметь подтверждение этого факта. Это относится и к самой спецодежде, и к материалам, из которых она изготовлена. Например, ткань для костюма тоже должна быть российского производства. Подтверждением является заключение, выданное Минпромторгом, в котором перечислены СИЗ, на которые оно выдано. То есть, если вы покупаете изделие, на которое вам могут предоставить заключение от Минпромторга, то вы можете вернуть часть средств, потраченных на его приобретение.
· соответствовать типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды. Перечень СИЗ для конкретных должностей и условий труда приведен в Приложению к Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н. Там описано, какую спецодежду сотрудник той или иной должности может получить бесплатно.
Перечень спецодежды, рабочей обуви и средств индивидуальной защиты, произведенной на территории РФ, размещен на нашем сайте в разделе Продукция с заключением Минпромторга.
Что можно профинансировать за счет взносов на травматизм
Полный список мероприятий, финансируемых за счет взносов на травматизм, указан в п.3 Правил финансового обеспечения принудительных мер, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. Помимо закупки СИЗ, за счет взносов можно:
· направить работников на санаторно-курортное лечение не раньше, чем за 5 лет до достижения ими пенсионного возраста. Претендовать на оплату лечения за счет взносов могут и работники, уже достигшие его. Право на получение санаторно-курортного лечения указанной группы работников не зависит от условий труда на рабочих местах, на которых они заняты;
· обучить работников определенных категорий охране труда;
· провести обязательные периодические медосмотры работников;
· обеспечить работников лечебно-профилактическим питанием;
· закупить приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей, которые выполняют пассажирские и грузовые перевозки;
· провести спецоценку условий труда;
· приобрести аптечки для оказания первой медицинской помощи;
· купить алкометры для проведения предрейсовых или предсменных медосмотров.
Какую сумму можно вернуть
В счет взносов можно зачесть до 20 % разницы между взносами на травматизм, начисленными за предыдущий год, и двумя видами выплат, произведенных в том же году.
Важно! В 2019 году ФСС увеличил размер возмещения до 30%. Чтобы получить дополнительные 10 процентов, нужно направить работников на санаторно-курортное лечение не ранее чем за пять лет до достижения ими пенсионного возраста по старости.
Если численность работников организации – менее 100 человек, и в предыдущие два года финансирования она не получала, то максимальная сумма для зачета рассчитывается по данным за три предыдущих года. Однако она не может быть больше, чем сумма взносов на травматизм в этом году.
Порядок возмещения средств
Свяжитесь со специалистом ФСС, к которому прикреплено предприятие по зоне обслуживания, и уточните сумму взносов, которая подлежит возмещению. Специалист может направить утвержденные формы документов и проконсультировать по правильности их заполнения.
Список необходимых документов
В орган ФСС РФ необходимо предоставить:
1. план финансового обеспечения предупредительных мер;
2. заявление о финансовом обеспечении мер;
3. обосновывающие документы.
1. Как составить план финансового обеспечения
В плане необходимо указать перечень мероприятий и затраты за отчетный год. Некоторые из них можно включить в план только после выполнения, например выдачу работникам лечебно-профилактического питания. Ряд мероприятий, в частности обучение по охране труда, можно запланировать на будущее, но договор должен быть заключен к моменту составления плана.
2. Как заполнить заявление
Чтобы заполнить заявление, воспользуйтесь утвержденной формой, которая приведена в приложении № 3 Административного регламента, утвержденному приказом Минтруда от 02.09.2014 № 598н.
В частности, нужно указать:
· наименование, ИНН вашей организации и ее регистрационный номер в ФСС РФ;
· наименование органа ФСС РФ, в который вы будете представлять отчет об использовании сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер;
· способ вручения вам решения органа ФСС РФ о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе.
3. Какие обосновывающие документы прилагаются к заявлению
Список обосновывающих документов зависит от того, как именно компания собирается распорядиться финансированием. Основные документы: :
· копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, который разработан по итогам спецоценки условий труда;
· копия коллективного договора или выписка из него;
· копия соглашения по охране труда или выписка из него.
К заявлению прилагается как минимум один из этих документов. Дополнительные документы-обоснования подбираются под конкретные мероприятия.
Когда и как подают заявление в ФСС
В текущем году заявление необходимо подать до 1 августа. Средства фонда ограничены. Если ФСС досрочно распределит все средства между прочими заявителями, в финансировании вам откажут. Поэтому не следует откладывать это на последние дни. Перед подготовкой документов убедитесь, что у вас нет непогашенных пеней или штрафов по взносам на травматизм. Расходы не возместят, если они будут на день подачи заявления. Подать готовый пакет документов можно несколькими способами:
· в электронной форме через Единый портал госуслуг. Заявление и приложения к нему нужно подписать усиленной квалифицированной ЭЦП;
· передать документы на бумаге лично в ФСС РФ по месту регистрации компании;
· подать через МФЦ;
· направить почтой способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Копии документов на бумаге важно заверить печатью при ее наличии.
ФСС в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления разместит на своем сайте информацию о поступившем заявлении и ходе его рассмотрения. О возможности или отказе в возмещении расходов ФСС предоставляет ответ в следующие сроки:
· 10 рабочих дней – если за предыдущий год сумма взносов на травматизм составила 25 млн руб. или меньше;
· 18 рабочих дней – если она превысила 25 млн руб. В этом случае территориальному органу ФСС нужно направить документы на дополнительное согласование в центральный аппарат фонда.
Фонд оформит решение приказом и направит его вам. Если приказ «отказной», узнайте причины отказа: они должны соответствовать п. 10 Правил финансового обеспечения предупредительных мер и должны быть обоснованы. Если не собираетесь обжаловать отказ, можете снова подать заявление до 1 августа.
Отчет об использовании средств
При одобрении финансирования предупредительных мер за счет взносов потребуется вести учет расходов и составлять отчеты. Когда запланированные мероприятия будут завершены, представьте в орган ФСС РФ документы, которые могут подтвердить расходы. При неполном использовании средств до 10 октября нужно направить в фонд уведомление в свободной форме. Отчет следует составлять ежеквартально и сдавать в территориальный орган ФСС РФ вместе с расчетом по форме 4 - ФСС. Если какие-то плановые мероприятия завершены на момент сдачи отчета, к нему прилагаются документы, подтверждающие расходы на их проведение. Фонд не зачтет расходы, если нет документов, они неправильно оформлены или нарушен порядок их выдачи.
Подробно узнать о том, как составлять отчетность об использовании средств, можно в пунктах 12–14 Правил финансового обеспечения предупредительных мер. В Приложении № 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685 приведена рекомендованная форма отчета.
Перечень спецодежды, рабочей обуви и средств индивидуальной защиты, произведенной на территории РФ, размещен на нашем сайте в разделе Продукция с заключением Минпромторга: https://www.avangard-sp.ru/catalog/produkciya_s_zaklyucheniem_minpromtorga_rf/
Наши юристы готовы бесплатно проконсультировать партнеров компании по порядку возмещения взносов на травматизм при закупке СИЗ, заполнения и подачи заявлений в ФСС. Для получения консультации заполните форму обратной связи: